Мрачная Гавань (Gloomhaven)
Ни один портал о настольных играх не может проигнорировать игру такого масштаба как Gloomhaven. Вероятно, что Вы, наш уважаемый читатель, уже собрали в себя всю возможную о ней информацию и даже может быть играли. Будем надеяться, что в этом обзоре. Вы узнаете что-то новое — мы постараемся раскрыть игру со всех сторон и рассказать очень подробно, что же это за настольная игра — Мрачная Гавань / Gloomhaven.
Мрачная Гавань / Gloomhaven. Как создавалась и почему она столько весит
В 2012 году Айзек Чилдрес (Isaac Childers) — безработный доктор физических наук и одновременно яростный фанат настольных игр, задался целью увлечение настолками сделать своим основным заработком. Сам Айзек любил игры «потяжелее», источниками вдохновения послужили: ролевая Dungeons & Dragons, евро Проект «Гайя» и фэнтези Властелин Колец. Как опытный настольщик он был знаком со многими игровыми механиками, видел их плюсы и понимал недостатки. С самого начала Чилдрес хотел совместить не совместимое– сухую механику немецкого евро и отвязные приключения компании в пещерах в поисках сокровищ и монстров, но его первая игра – Forge War была довольно сухо принята публикой и также быстро забыта. Мечта зарабатывать в настольном бизнесе так и оставалась мечтой, тогда Айзек Чилдрес «засучил рукава» и стал думать о новой игре. И главной его целью стало сделать что-то эпическое, игру, которую не забудут и не уберут на дальнюю полку.
Так появилась идея создания Gloomhaven. Чилдрес приложил все свои знания, силы и время на создание своего сокровища, так сказать «сделал ставку».
Что хотел видеть в своем проекте Чилдрес:
- — Минимальный элемент случайности — он ненавидит кубики.
— Индивидуальность персонажей – с самого начала Чилдрес знал, что его герои будут уникальны, каждый класс играться по-своему и особенно (чего не хватало, по его мнению, в Descent).
— Логичная, простая механика. С этим возникли сложности, несколько вариантов вводились в игру и убирались.
Наконец, Чилдрес остановился на карточном движке: игроки получают стартовый набор карт и в процессе игры ее «подстраивают под себя», убирая лишние карты и дополняя колоду полезными и более сильными картами. Знания и умения героя растут вместе с его опытом.
Затем, в одной из телепередач популярного реалити-шоу о настольных играх, Айзек Чилдрес подсмотрел еще одну удивительную механику – система «двойных» карт. Правила упростились, всю информацию игроки теперь могли прочитать на картах, совершать указанные на них действия по своему выбору. Здесь же появился баланс – зависимость жизни от количества карт: игроки могут сбрасывать карты с руки, чтобы избежать урона. Если этот процесс постепенно приведет к полной потере карт, то игрок выбывает из приключения.
Далее появилась идея: что, если сделать очередность хода игрока непредсказуемой? Так появилась Инициатива, которая определяет очередность хода. По правилам Gloomhaven игра кооперативная, но игрокам нельзя детально излагать свои мысли.
Приблизительно можно сказать: «мне надо пойти первым, возьму маленькую инициативу». Но саму цифру, да и вообще всю точную информацию называть нельзя.
Игра становилась все интереснее, и автор решил не останавливаться. Игра кооперативная? Ага, но цели у игроков – разные. Перед каждым сценарием игрокам в закрытую выдают 2 карты с секретными заданиями. Игроки выбирают из двух карт одну и не оглашают ее до конца игры. В случае прохождения сценария и выполнения задания – получаете возможность апгрейда. Но иногда эти задания идут вразрез с общими интересами кампании, придется выбирать и часто рисковать успешным прохождением сценария.
Ну и плюсом ко всему, Айзек Чилдрес, впечатлившись настольной игрой «Робинзон Крузо» добавил в свое детище «события».
Постепенно, шаг за шагом, Мрачная Гавань / Gloomhaven превратилась в полномасштабное приключение, где мир зависит от каждого действия игрока, от побед и поражений — куда и с какой экипировкой игроки отправятся дальше. С какими монстрами им придется биться и настигнут ли их проклятия. Чтобы сделать игру еще более «приключенческой», В Мрачную гавань попала Legacy – механика и самым базовым ее проявлением стали закрытые классы. На старте игроки могут выбрать одного из 6 персонажей. Всего их 17. К концу сюжетной кампании игроки сменят по нескольку героев, которые будут открываться постепенно.
По мере того, как Мрачная Гавань / Gloomhaven обрастала событиями, препятствиями, героями, монстрами, новыми видами механик — компонентов становилось все больше и больше. На выходе игра получилась весом в 9 кг. Самое интересное, что абсолютно все компоненты принимают участие в игре и могут понадобиться в любой момент, поэтому невозможно принести «коробочку с Мрачной гаванью к друзьям на часочек поиграть.
Мрачная Гавань / Gloomhaven. Старт на мировом рынке
2 сентября 2015 года началась кампания по сбору средств на первое издание Мрачной гавани. Изначальная запрошенная сумма составила 70000 $, но игра так заинтересовала, что по завершению получила на выходе 400000 $, это был однозначно успех. Когда первые копии были разосланы покупателям, отыграны первые партии, стало понятно, что игра – уникальна. Gloomhaven устремился вверх по шкале главных настольных топов мира, обогнав многие хиты. Все захотели Gloomhaven, цена у перекупщиков взлетела до безумных цен. Стало ясно, что необходимо новое издание игры. И в 2017 году по игре вновь запустилась кампания, на этот раз никто не захотел упустить свой шанс, и игра набрала 4 миллиона $.
В России игра вышла в 2018 году, Hobby World совместно с CrowdRepublic провели кампанию по сбору средств – она побила все рекорды, собрав 14,5 млн рублей.
Таким образом, Айзек Чилдрес не только собрал лучшее в Мрачная Гавань / Gloomhaven из абсолютно разных настольных игр, но и сумел все это гармонично сбалансировать. Он сумел выполнить свою цель – создать свой проект эпическим, сделал основным заработком разработку настольных игр, открыв собственную студию. «Американская мечта» сбылась, Айзек Чилдрес стал одной из самых известных фигур в игровой индустрии.
Мрачная Гавань / Gloomhaven. Игра
Правила объемные и на их изучение уйдет не один час, и даже скорее всего не один день. Всем игрокам желательно перед первой партией предварительно их освоить, разобраться в подпунктах и нюансах. Но даже в этом случае в процессе игры все равно какие-то детали придется уточнять и возвращаться к книге правил.
Игра не подразумевает участия мастера, но ответственного за процесс все же стоит кого-то назначить.
- Потому что:
— Интересно, когда вашим походом кто-то «руководит», зачитывает текста, предлагает право выбора и т.д.
— Игра весит 9 кг! И все компоненты участвуют в игре. И во всем этом необходимо разбираться, следить за колодами монстров, обновлять счетчики стихий, класть жетоны урона, золота и прочего!
Gloomhaven впечатляет своими габаритами, но и легко может отпугнуть неискушённого игрока — порог вхождения в игру становится тяжелым именно из-за организационных обязанностей.
Мрачная гавань — как сложный, новый механизм, который тяжело осваивается, медленно запускается и шаг за шагом разгоняется все быстрее, постепенно сглаживая все недопонимания. Постепенно остается игра, ваши персонажи и друзья, которые раз за разом делают выбор в пользу Gloomhaven.
Из-за своего веса и цены, в коробке с игрой вы не увидите органайзера, но именно в этой игре он нужен как воздух. Без него каждый сценарий превратится в пытку. Рассортируйте сразу все компоненты по удобству. Это сильно сократит подготовку.
Все сценарии индивидуальны, имеют свое подземелье, которое составляется из фрагментов и накладных жетонов – дверей, коридоров, ловушек, сокровищ и разных препятствий. Сценарии можно проходить отдельно и по порядку кампании, выбирая разные уровни сложности: легкий, обычный, тяжелый, очень тяжелый. Чем тяжелее уровень, тем мощнее сила монстров, ловушек, но за тяжелую победу дается более достойная награда – при успешном прохождении сценария увеличивается количество опыта и золотых монет.
Игроки самостоятельно выбирают, какой уровень сложности будет у сценария. Сделано это удобным способом, вполне реально оценить свои силы простым подсчетом – сложите все уровни персонажей, найдите их общий средний уровень, далее поделите на 2 и полученное число округлите вверх. Это и будет рекомендуемый, Обычный, уровень вашего сценария. Тот, что вам по реальным силам. Сомневаетесь? Вычитайте из уровня единицу и переходите на Легкий уровень. Хотите пощекотать себе нервы? Плюсуйте единицу и переходите на Тяжелый уровень. Решили покончить жизнь самоубийством? +2 и вы почти у цели – Очень тяжелый уровень. Хотите добавить еще хардкора!? Ну тогда, так называемый режим «Терминатор», если герой умирает, то он насовсем уходит из игры, и вернется только если Вы все начнете заново с первого сценария!
Также в игре присутствует много закрытых элементов, так называемая система Легаси, различные конверты, наклейки и коробки закрытых персонажей.
Мрачная Гавань / Gloomhaven. Подготовка к первой игре
Игроки выбирают одного из стартовых персонажей: дикарь, изобретатель, плетущая чары, плутовка, пустотелый или крадущая разум. Каждый класс обладает уникальными способностями и индивидуальным стилем игры, на протяжении прохождения многих сценариев он будет вашим верным другом, поэтому к выбору персонажа стоит подойти вдумчиво. В сценарии могут участвовать одновременно и два одинаковых класса, но все же стоит распределить разные роли между игроками.
Дикарь, Инокс: 10 здоровья на первом уровне. «Там, где природа обделила их в развитии и уме, иноксы берут своей невероятной силой и крупными габаритами».
Крадущая разум, Вермлинг. 6 здоровья на первом уровне. «Крадущие разум, как их принято называть, могут представлять серьезную угрозу, ведь они владеют психическими атаками, вооружены острыми клинками и повелевают стаями зубастых грызунов — крыс».
Плетущая чары, Орхид: 6 здоровья на первом уровне. «Обществу орхидов постоянно угрожает то одна, то другая опасность, так что многие из них призывают остальных присоединиться к древнему роду плетущих чар – мудрейших орхидов, способных призывать могущественные силы природы и использовать их в бою».
Плутовка, Человек: 8 здоровья на первом уровне. «Они пойдут на любые уловки, чтобы получить желаемое, — ведь, по их мнению, все в этом мире принадлежит им».
Изобретатель, Куатрил. «Куатрилы достигают мастерства во многих направлениях, но лучше всего им дается инженерное дело».
Пустотелый, Саввас: 10 здоровья на первом уровне. «….кожа каменная и неровная, за исключением груди, где располагается гладкое прозрачное стекло. Там, под стеклом, скрывается воплощение их силы – сгусток энергии, образовавшийся из стихий, которые саввас себе подчинил: огонь, лед, воздух или земля. Однако есть множество саввасов, которые не смогли овладеть ни одной стихией. Их изгоняют из общества и грудину разбивают вдребезги – от этого произошло их название».
Вместе с фигуркой героя игрок получает: планшет персонажа, на котором есть все необходимые характеристики; счетчик здоровья и опыта, колоду со стандартным набором карт 1 уровня.
Как было написано выше, Айзек Чилдрес придумал двусторонние карты – в каждый свой ход игроки разыгрывают по две карты, используя на свой выбор одну верхнюю и одну нижнюю сторону. Если эффекты карт по каким-то причинам игрока не устраивают, всегда можно использовать стандартные действия – провести 2 атаки, либо сделать 2 шага.
Перед прохождением сценария, игроки могут заглянуть в магазин и потратить свои золотые на покупку какого-нибудь полезного предмета. Предметы не входят в колоду игрока, их можно брать с собой в приключение любое количество, но не больше одной копии каждой карты, но также есть предметы, которые наемник, может вешать на пояс и их количество ограничено уровнем персонажа деленным на два и округленным в большую сторону. Предметов в игре очень большое разнообразие. А также у игроков есть возможность посетить святилище Великого Дуба, расположенное в Мрачной гавани, где они могут за пожертвование в 10 золотых монет получить два благословения в свою колоду на следующий сценарий.
Игра начинается с ознакомительного сценария «Черный курган», а всего их 95. Да, да. Причем, на прохождение одного сценария обычно уходит не одна партия. Вы все еще готовы пройти весь этот путь до конца?
Так вот, подготовка к любому сценарию начинается с раскладывания фрагментов поля по схеме из специальной Книги сценариев. И чтобы сделать игру интереснее, лучше чтобы этим занимался один человек и раскладывал предметы поля только той комнаты, где начинают герои. Игроки получают 2 карты с тайным заданием, выбирают одну, другую сбрасывают. Собирают свою колоду в путешествие – из набора карт класса своего персонажа игроки выбирают столько карт, сколько указано на планшете его персонажа (предел карт на руке). Изначально у игроков карты первого уровня. Некоторые карты помечены X , вроде как усложненные, но на деле не бойтесь их сразу выбирать, комбинации на них более интересные и полезные. С повышением уровня игроку постепенно станут открываться карты с более высоким уровнем. Игрок становится опытнее -колода мощнее, игра интереснее.
Монстры
Монстры живут своей жизнью, но за их картами, показателями и движением внимательно следить придется вам. Потому что монстры бывают разные по силе – обычные и боссы, типу, способам перемещения, силе атаки и лечения.
Во время игры, когда казалось бы всё схвачено, противники делают неожиданный ход и рушат тем самым Ваши планы. Так что необходимо продумывать каждый свой ход до мелочей, стараться предугадывать различные ситуации, когда Вам придется действовать не по плану.
Мрачная Гавань / Gloomhaven. Об игре с точки зрения фаната.
Gloomhaven я полюбил с первого взгляда, когда увидел игру на сайте краудфайндинговой платформы. Мое внимание сразу привлекла эта «громадина» и я стал читать и смотреть зарубежные обзоры по этой игре. С каждой прочитанной статьей и каждым просмотренным роликом я все больше понимал, что игра уникальна и не имеет аналогов. Я понял, что хочу эту игру, сделал предзаказ в августе 2018 года — игру обещали в ноябре. Ожидание, казалось, тянулось вечность… Тогда я начал скрашивать его, читая правила и заранее готовясь к партии.
К осени у меня появился 3D принтер. «Причем тут принтер?!»- скажите Вы. Все на самом деле просто — единственное, что мне не понравилось в игре (которую я даже на тот момент еще не видел) — это бумажные миниатюры противников, ловушек и прочего. Из фигурок в коробке были только фигурки героев. Раздобыв на просторах интернета список с точным указанием всех элементов игры, найдя и подобрав правильные модели, я начал печатать. Подготовил несколько первых сценариев, заменил заранее все картонные жетончики на миниатюры, покрасил их — время пролетело незаметно. И вот долгожданный ноябрь, середина месяца и дурные новости: компания сообщила, что поставки игры задерживаются. Несколько недель ожидания, уже декабрь и, наконец, мы едем с товарищем (который тоже, как и я заказал копию игры) получать свои 9 кг счастья. Радости не было предела! Наше фото и сейчас красуется где-то в группе того магазина, как фото одних из первых обладателей локализованной на русском языке копии игры.
Распаковка, перечитка правил и первая партия, а за ней сразу вторая! В каком же мы были в восторге от игры! Она стоит своих денег, и это та игра, которую Вы не забросите на дальнюю полку. В нее хочется играть при первом же выдавшемся случае!
Мы играли в игру на разных уровнях сложности и различными персонажами, остановились на очень сложном. Да, тяжело. Да, приходится переигрывать один и тот же сценарий, используя разные тактики. Скажу Вам, что если Вы просто выберете какую-то тактику и будете ей придерживаться — победы это не принесет. Мрачная гавань — настолько непредсказуемое место, что каждый сценарий играется по-разному. Монстры действуют как им вздумается и это практически невозможно предугадать. Это мир, который вызвал у меня ассоциации с книгой сразу, как только я в него попал. Ты читаешь новую историю, знакомишься с персонажами и принимаешь решения, от которых будет зависеть, что произойдет в дальнейшем.
Также в игре присутствует режим нескольких команд. Если Вы собрали свой отряд и отправились в путешествие, всячески пытаясь завоевать доверие местных жителей, то другой отряд, который играет в эту же игру, может это самое доверие снижать, избрав темный путь. Тем самым несколько отрядов игроков, которые играют в одну и ту же игру, смогут по-разному влиять на события, происходящие в Мрачной гавани. Принятие режимов правления в городе и т.д.
P.S.: На момент написания статьи, для 9 килограммовой коробки с Мрачной гаванью я сделал сундук, где хранятся практически все переделанные миниатюры, весом где-то килограмм пятнадцать, но работа по сей день ведется. А наши приключения в Мрачной гавани с друзьями пока не закончено. Теперь ждем дополнение и сиквел игры «Frosthaven», и, к слову, это еще одна коробка примерно на 10 килограмм.
Продолжение следует…
Оставить ответ