Скажу честно, несколько раз садился писать обзор по игре Мор Утопия и каждый раз было сложно собрать свои мысли и изложить их в одну линию текста. И я объясню почему. Она меня пугает! Хочется, чтобы читатель понял правильно. Мор действительно имеет определенную жуткую атмосферу и мы эту тему обсудим подробнее немного позже, но не это я имею ввиду. Очень многое хочется сказать об этой Настольной Чуме. Как болезнь, во мне засел страх упустить важную деталь или быть неправильно понятым.
«Но всё же, в чем причина? — спросите вы. — Отвечай, чёртов интриган.»
Мой ответ будет таков. Я просто хочу быть максимально объективным. Но, так как я в этой черной коробке нашел то, что давно искал в настольных играх, мне будет сложно сдержаться, и поэтому я сразу выстрелю игре в голову и скажу так. На первый взгляд, Мор Утопия — развлечение исключительно для искушённых игроков и для фанатов ее компьютерной предшественницы. На самом деле это мнение ошибочно и я постараюсь это доказать. Погнали.
Начнем со знакомства
Настольная игра Мор Утопия за спиной имеет большого брата в мире компьютерных игр,с одноименным названием, на основе которого и был создан настольный вариант. Компьютерная версия вышла в далеком 2005 году и в своем багаже имела не плохо проработанный сеттинг, тяжелую атмосферу отчаяния, ужаса и безысходности. Отличная сюжетная линия и ролевая составляющая впечатляет даже по сегодняшним меркам, когда рынок компьютерных игр на пике своей переполненности и чем уже только не пытался потешить своего любимого игрока.
Согласен, сейчас мы говорим не о компьютерной версии и впредь обещаю касаться только настольной игры. Но перед этим я закончу свою мысль касаемо выше перечисленных плюсов проекта Мор. Как мне кажется, младший брат перенял в себя ровно столько, сколько нужно. Не больше, не меньше. Не так просто взять и перенести игру из цифрового мира на стол без потери качества. Совершенно разные платформы, если так можно выразиться. Может показаться странным, но даже аудитория иная. Далеко не все, что приемлемо в компьютерных играх, так же придется по вкусу настольным геймерам. Студия Ice-Pick Lodge дебютировала при разработки настольной игры Мор Утопия. Надо отдать им должное, у них все получилось. А на сколько хорошо, постараемся понять.
Я поделил этот обзор на несколько пунктов определяющих привлекательность любой настольной игры: Сюжет — атмосфера, Правила — Освоение игры, Геймплей, Качество — дизайн. По ним мы обычно оценяем игры у себя на портале. Посмотрим, что нам предложит наш сегодняшний гость.
Сюжет и атмосфера Мора
Настольная игра Мор Утопия предлагает нам посетить небольшой городок на реке Горхон. В этот крохотный, забытый богом, кусочек земли пришла сама смерть в обличье ужасной болезни — Чумы. Население городка слишком мало, чтобы их спасением кто-то заинтересовался. Надежды на выживание практически нет. Новые очаги заражения возникают все чаще и неожиданно в самых разных местах этого прогнившего города. Есть некоторые люди в городке, на которых все держится. Если их заберет эпидемия, то считай конец, город прекратит свое существование. Но не все так безысходно. Оказывается над решением проблемы уже ведутся работы. Сразу три метода, разработанные разными людьми, имеют реальные шансы быть доведенными до ума.
Игрокам предстоит взять на себя роль трех уникальных героев и каждый должен доказать, что именно его метод уничтожит страшную эпидемию:
- Даниил Барковский — столичный бакалавр медицинских наук.
- Артемий Бурах — местный самоучка медик.
- Клара — загадочная личность, неизвестная бродяжка.
Но вот загвоздка. Есть еще один герой игры. Это сама Чума. За нее руководит отдельный участник. У смерти тоже есть цель. Эпидемия не стоит на месте и поглощает квартал за кварталом в поисках ценных персонажей. До тех пор пока хотябы одно из предложенных лечений не получит достаточно аргументов, штаммы вирусов распространяются в геометрической прогрессии, новые вспышки и очаги заражения убивают остатки выживших. Таким образом Чума лишает Героев — лекарей их помощников. Всего лишь трех нужных достаточно увести на тот свет и этот город обречен.
Мнение по сюжету
Хочу отметить, сюжет не самый глубокий (именно в настольной игре), история города не изложена, откуда эта болезнь и как появилась не известно, герои -персонажи описаны на небольших карточках — планшетах, как это принято делать в настольных играх и их характеры не полностью раскрыты. Допустим, кто такая Клара (персонаж), что она делает в этом городе, она маг, инопланетянин или экстрасенс, ее мотивы? Вы этого не узнаете из настольной версии Мора. С остальными главными героями похожая история. Но если ключевым персонажам уделены хотя бы планшеты с кратким описанием, то местным приближенным фигурам не суждено быть раскрытыми. Они играют роль пешек, уникальных свойств не имеют, только могут приносить ресурсы. При этом они не безликие болванки, а уникальные персонажи. К примеру, что известно в настольном Море о приближенном Младший Влад ? Да ничего. А на самом деле это достаточно прописанная личность в городе Горхон, вот смотрите:
Влад Ольгимский младший (Харон)
Старший сын Тяжёлого Влада — Влада Ольгимского старшего, главы другой обладающей властью в городе семьи. Тяжёлый Влад обладает властью над всей городской промышленностью, то есть Бойнями и мясоперерабатывающим заводом, и Младший Влад — его наиболее вероятный наследник. Это любознательный, активный человек, сознающий ожидающую его ответственность и готовый её нести. Он предпочитает действовать гуманно, но не останавливающийся перед жестокостью, если считает это необходимым… да там целая биография, если пройти по ссылке ниже
http://ice-pick-lodge.wikidot.com/mor:mladshiy-vlad
То есть получается, история происходящего в игре Мор Утопия гораздо глубже, более проработана и она уже существует, даже придумывать ничего не нужно, так почему же в настольном варианте так мало оставили? Прям какие-то обрывки.
Постараюсь разъяснить ситуацию. Нам дали ровно столько, сколько нужно для подобной настольной игры. Можно было бы доложить брошюрку с расширенным сюжетом, но если это повлияло бы на стоимость игры, то я за ее отсутствие. Разработчики приняли правильно решение, зачем забивать лишней информацией головы игрокам. На механику игры это никак не повлияло бы. Настольная Мор Утопия — это не ролевая игра, в классическом понимании с отыгрышами и проработанными персонажами. Если уж говорить откровенно, то можно было бы совсем без описаний обойтись и игрок не почувствовал бы перемен. Надо сказать, подача сюжетного материала, втягивание в атмосферу игры и общий гейм дизайн скорее всего подсмотрен у серии игр Ужас Аркхема. Есть определенная линия сходства.
«Но как же атмосфера»,- спросите вы?
Отвечаю! Напряженность среди играющих, в тоже время отчаяние и холодная смерть, рядом сидящая, чувствуются превосходно. Предоставленных кратких описаний достаточно, чтобы проникнуться атмосферой. Дизайн компонентов игры Мор в этом поможет.
Дизайн и качество настольной игры Мор Утопия
Что хочется сказать о дизайнерских решениях, принятых разработчиками Ice-Pick Lodge при продумывании деталей игровых элементов. Невероятно круто. Только за то, что они сделали специальную записную книжку для ходов, производимых Чумой — Хроники второй вспышки. Я готов им дать 10 балов из 10. Для того, чтобы вы понимали о чем речь, объясню. Дело в том, что участник которому досталась роль эпидемии, делает ходы в закрытую, грубо говоря, у себя в уме, чтобы остальные участники не могли знать, как болезнь будет распространяться. Но так как доверие у людей в принципе не в моде, то надо ходы где то отмечать. Самое интересное, что можно было бы оставить это на совести игроков, обойтись любым листком с карандашом, которые есть у каждого дома и ничего не выдумывать. Но разработчики заморочились и сделали стилизованный блокнот с дублированной мини-картой на внутренней стороне, чтобы Чуме было легче и незаметнее ориентироваться в городе.
Находка с фишками персонажей на двойных подставках — это еще одна превосходная идея, которая позволяет одним движением руки сделать переход героя из обычного состояния в карантин, плюс на карте города всегда видно, кто в каком положении находится.
Видно сразу, что игра Мор утопия сделана с душой и скурпулезностью. Оформление представлено по высшему разряду. Арт превосходно передает нужную атмосферу, многое аккуратно перенесено из компьютерной игры, фанатам особенно понравится общая карта города. Грохон расположился на жестком картоне, который раскладывается на стол в виде большой игровой площадки. Карты событий все с уникальными иллюстрациями, как и рецепты персонажей.
А если перечисленного мало, для полного погружения в игру, то вас ждет еще один сюрприз. Специально для настольной версии Мор Утопия сочинили часовой саундтрек с атмосферной музыкой заднего плана. Послушать и скачать можно по этой ссылке Музыка для Мора, а так же на официальном сайте tabletop.pathologic-game
По качеству компонентов игры единственное к чему можно передраться и то с натяжкой, так это к основной карте, на изгибах картон со временем начинает трескается. Это уже скорее свойство материала и ничего тут не поделаешь. Я честно искал больше минусов, а то как то подозрительно гладко все получается, но четно. Все сделано идеально. Так что задерживаться на этой теме больше не будем, идем дальше.
Геймплей игры Мор Утопия
Для начала давайте разберемся с жанром игры. При первом знакомстве с миром Утопии, она предстает перед игроком в виде безобидной кооперативной игры с элементами стратегии. Главное опередить Чуму, а там как повезет. Но после того как игроки разобрались в правилах и поняли что им нужно для победы, узнали свои сильные стороны, изучили соседних персонажей, после этого кооператив разваливается на глазах. Мир жесток и настольная игра Мор Утопия напоминает об этом участникам в самые неподходящие моменты. С первых же ходов начинаются перехваты приближенных, подставы, использование рецептов против соседних героев и плевать, что смерть ходит рядом. Каждый думает только о себе и старается просчитать свои ходы так, чтобы выгодно было только ему, даже если в этот момент он помогает другому игроку. Да, попахивает хладнокровной стратегией. Как в шахматах, чтобы победить надо видеть ходы на перед и свои, и чужие. Но не стоит забывать о том, что присутствуют эффекты случайности, благодаря карточкам — событиям, которые открываются рандомно и сама Чума непредсказуема. Но давайте по порядку.
Механика игры построена по типу упомянутого раннее Ужас Аркхема/ Arkham horror . Есть огромная карта города, поделенная на отдельные участки. В каждом из них, случайным образом, происходит какое-то событие, которое влияет на ход игры. Эти события так-же являются первоочередной целью врачей(главные герои). Каждое происшествие, закрытое игроком, даст ему одно очко «Аргумента» в борьбе за победу. Кто первый наберет 8 «Аргументов», тот и победил.
Игроки в свой ход могут делать несколько определенных действий. Передвигать персонажей между локациями, как своих основных, за которых играют, так и вспомогательных персонажей. Плюс можно пользоваться рецептами- это специальные особенности врачей, при правильном их применении могут оказать неоценимую помощь. Можно получить так называемые ресурсы — символы в виде ключика, конверта и монетки. Определенные события закрываются при наличии нужных символов.
Но главной «Фишкой» игры Мор Утопия несомненно является Эпидемия Чумы. Благодаря тому, что ей управляет отдельный человек, у которого так-же как и у соседей есть желание победить, смерть стала не хаотичной старухой с косой, а со своей логикой и интеллектом. В игре за болезнь созданы специальные правила хода и своя цель для победы. В свою очередь, Чума может выполнить несколько действий: передвигаться, заражать местность, осаждать локации и распространять по ним штаммы с вирусами. К этому плюсуем передвижение по карте в закрытую и в итоге имеем опасного врага в лице своего товарища. Для завершения игры и полной победы над живыми, достаточно убить трех помощников врачей, выбранных случайным способом.
Геймплей и баланс — это главная составляющая любой игры. И разработчики постарались на славу. Продумано все до мелочей, что оказалось неожиданностью. Когда коробка с игрой только попала в мои руки, мои мысли были такими: скорее всего кроме крутого Арта и сюжета тут ничем не удивят, механика наверное заезженная и быстро надоест, были даже опасения, что ее сделали для галочки в качестве предпродакшена к анонсированной — Мор утопия ремейк. К счастью, я практически во всем ошибся.
Геймплей построен так, что во время игры присутствует все:
- Динамика. Ходы проходят достаточно быстро, чтобы не залезть со скуки в телефон).
- Полная вовлеченность в игру. Когда другие игроки делают свои действия, следить за ними не только интересно и необходимо, но не редко пытаешься участвовать в их выборе (себе во благо конечно). Стоит отметить, что многие игры, даже очень именитые, страдают отсутствием этого пункта.
- Умственная активность. Для того чтобы победить в настолке Мор Утопия, нужно постараться, стараться просчитать ходы на перед (каждый ход может стать переломным), максимально полезно использовать свои действия.
- Дух соперничества. Готовьтесь неоднократно выслушивать не добрые высказывания от товарищей во время партии. Механика игры как будто вас подталкивает вставлять палки в колеса соперников.
- Умеренная доля случайностей. Рандомные события — вот, по сути, и все, что сложно предсказать в игре. Остальное делается игроками для игроков и это уже называется холодный просчет. Разновидность рецептов и штаммов позволяет с большой долей вероятности вытащить из стопки нужную.
- Интрига. Явный лидер в начале может быть последним в конце. Не редко к финишу будут приходить сразу несколько игроков, а вот кто переступит черту — вопрос!
- Эмоции. Когда следишь за чужим ходом, особенно за Чумой, сердце так и бьется в ожидании, что твои замыслы не заметят и планы не разрушат. Победа сладка, так как она добыта благодаря правильной игре, а поражение приносит разочарование. Я думаю никого не удивлю, если скажу, что подобное не в каждой игре найдется.
По геймплею придраться не к чему. Для меня он идеален в подобном жанре игр. Вот если бы в том же, неоднократно упомянутом Ужас Аркхема/ Arkham horror, внедрили подобные решения с игрой за Древнее Зло, то, может, я его доставал бы с пыльной полки почаще. Креативщикам респект! Единственное, чтобы я добавил(может подобное в концепте было), присвоил бы Приближенным уникальные свойства, чтобы они, кроме добычи ресурса, были по своему полезными. Но это уже мои фантазии и без них все идеально.
Освоение правил настольной игры Мор Утопия.
Многие могут подумать, что ничто не испортит отличную игру, тем более какие — то правила. Была бы игра, а уж разобраться в ней дело не хитрое. К сожалению, это не всегда так. То, что может показаться вполне логичным одному человеку, преспокойно может ввести в ступор другого. Как раз тут все решают понятным языком прописанные правила, интуитивный дизайн компонентов игры. Бывает, что разработчики забывают про юзабилити своих творений. В таком случае, казалось бы, отличная игра отталкивает своей строптивостью. Не многие упорные любители, конечно, изучат ее досконально и только им она раскроется во всей красе. Но экземпляр, который мы сейчас рассматриваем достаточно дружелюбен к своим игрокам.
В общих чертах мы уже затронули правила Мора немного выше. Зачем переписывать подробно то, что превосходно изложено в официальной книге правил. Нового я точно ничего не открою, не тот случай. Поэтому, особо заинтересованных, прошу по этой ссылке Правила Мор Утопия. А вот высказать свое мнение по удобству, так это пожалуйста.
Правила игры Мор не схватываются на лету, это факт. Первую партию, может и вторую, игроки будут часто обращаться к брошюркам за разъяснением сложных ситуаций или напоминанием тех или иных действий. Без пробной игры в открытую не обойтись, особенно неопытным игрокам. Но этого следовало ожидать, это же не Свинтус(казуальная настолка), в конце концов. Серьезная игра, серьезные правила. И этого пугаться не стоит.
Почему не стоит бояться правил игры Мор Утопия:
- Во — первых, инструкция к применению изложена на понятном русском языке с красивым, полезным оформлением.
- Во — вторых, в своде правил нет черных дыр, то есть вам не придется лезть постоянно в интернет, на форумы, смотреть горы обзоров (а ведь много игр этим страдают, как например Pathfinder: Возвращение рунных властителей, мы в нее год играем и до сих пор всплывают спорные моменты).
- В — третьих, юзабилити в игре построено замечательно. Без новаторства, но большего и не надо. Планшеты для игроков с особенностями персонажей, памятки с основными аспектами правил игры, разные дизайнерские элементы напоминающее участникам, что к чему относится.
Так почему же я эту игру посоветовал бы всем? Подведем итоги.
В начале своего обзора, я обмолвился о том, что игра эта не для всех, а только для фанатов компьютерного оригинала и опытных настольщиков. Это правда, студия разработчик не изменяет себе и продолжает на свет выпускать уникальные, самобытные проекты, для своей сложившейся аудитории. Все мы помним их философский Тургор и попытку напугать всех в игре Тук-Тук (это компьютерные игры). Настольная Мор утопия не исключение. Любой фанат творчества Ice-pick lodge без труда заметит их почерк, даже если бы Утопия не имела одноименного брата на цифровых платформах. По сути это самостоятельная превосходная игра со своим затягивающим геймплеем, который мог бы работать так-же успешно в другой обертке, не потеряв привлекательности. Проверенный временем сеттинг и потрясающая механика идеально подошли друг к другу.
Так что мы имеем в итоге? Не только отличную оптимизацию атмосферной игры, которая по душе была бы только знатокам, но и обычную, превосходную настольную игру, способную заинтересовать любого человека.
P/S Надеюсь Ice-pick lodge не остановятся на этом и мы увидем на нашем столе Тургор и Тук-Тук.
Оценки:
- Освоение игры — 71 БАЛЛОВ
- Механика игры — 97 БАЛЛОВ
- Сюжет и атмосфера — 83 БАЛЛОВ
- Удобство играть — 77 БАЛЛОВ
- Качество и дизайн — 95 БАЛЛОВ
- Получаемые эмоции — 91 БАЛЛОВ
ИТОГО — 85 БАЛЛОВ
Оставить ответ