Жаль, что наше поколение не сможет купить себе дачу на Марсе. Одна надежда на правнуков. Время не стоит на месте и однажды наши потомки добьются своей цели и все-таки колонизируют Марс. Наверное. А пока остается лишь об этом думать, смотреть фантастические фильмы и играть в «Покорение Марса/Erraforming Mars». Одну из самых популярных настольных игр на сегодняшний день.
Создатели игры подошли к тематике со всей ответственностью, и игра получилась очень атмосферной. Все логично и понятно, в игровом процессе необходимо сделать планету пригодной для жизни обычных граждан, без дорогостоящих костюмов и прочей марсианской атрибутики. Планета сухая и холодная, но перспективная. Этим воспользовались несколько мегакорпораций. Помогая Марсу шаг за шагом стать жизнеобитаемой, одновременно между главами корпораций (игроками) происходит жесткая борьба за место лидера.
Цель игры – сделать планету пригодной для жизни, т.е. повысить уровень кислорода, температуру и увеличить запас пресной воды. Добившись этих показателей, Марс станет обитаемым, а игра закончится. Но это не быстрый процесс и в игре много этапов- поколений, все абсолютно по-настоящему.
Хотя цель игроков всем вместе терраформировать Марс, победитель в игре только один.
Под интересной и не избитой тематикой скрывается евро: во всем идет подсчет очков. ПО можно заработать в процессе игры сразу и в конце игры, при подсчете всех достижений. По периметру игрового поля проходит шкала подсчета ПО, она же в начале игры ваш показатель рейтинга (шкала терраформирования — ТР). Само поле квадратное, из плотного картона и представляет собой планету Марс. Игроки выбирают себе рандомно корпорацию, перед игрой зачитывают свойства своих корпораций, берут бонусы и деньги — стартовый капитал прописан для каждой корпорации отдельно.
Вся игра завязана на картах, которые игроки покупают за кредиты, наличные этой игры. С помощью карт совершаются практически все действия. Игроки высаживают парки, тем самым повышая уровень кислорода, создают океаны и повышают свой рейтинг по ТР, высвобождают энергию, превращая ее в тепло и повышая температуру на планете, строят города, станции, разводят животных и прочее. Эволюция происходит на ваших глазах. На многих картах прописаны условия, при которых ее можно вводить в игру: до или после определенного градуса температуры, океанов и показателей, которые достигаются индивидуально каждым игроком.
У каждого игрока есть свой планшет с достижениями.
Что понадобится для работы на Марсе: Деньги (Кредиты M$). Доход складывается из вашего уровня ТР и суммы дохода на планшете.
Сталь: можно обменять 1 кубик стали на 2 М$. Условие – при покупке карты с символом строительства.
Титан: 1 кубик =3 М$. Условие: при покупке карты с символом космоса.
Эти показатели качают в зависимости от выбранной тактики.
Далее, Растения. Собери 8 кубиков и сможешь озеленить 1 остров на Марсе, повысить уровень кислорода на 1 и одновременно свой уровень ТР.
Энергия. Нужна во многих картах, особенно тем игрокам, кто одновременно качает Тепло. Неизрасходованная Энергия в конце раунда переходит в Тепло.
Тепло. 8 кубиков тепла = повышению температуры на 1 градус и повышению рейтинга ТР.
Из этих данных следует, что все действия игроков направлены на повышение своего рейтинга. Как это влияет на всю игру в целом: чем выше ваш рейтинг — тем выше ваш денежный доход и тем ближе к победе.
С планшетом разобрались, теперь карты
Перед началом игры всем раздают по 10 карт, можно выбрать любые понравившиеся, но за каждую придется отдать 3 монеты (М$). Важно уловить, какие карты необходимы, а какие на данном этапе нет. Все же мой совет – приберегите 1-2 крутых карты, пусть даже их можно будет сыграть ближе к концу игры. Не факт, что когда дело подойдет к завершению, в ваши руки попадутся достойные карты.
Во все последующие ходы карты будут раздаваться по количеству игроков драфтовым способом, по и против часовой стрелки, через ход.
Помимо того, что покупка карты стоит 3 монеты, у самой карты есть конкретная цена. Чтобы выложить карту с руки и активировать ее свойства надо заплатить указанную стоимость.
Виды карт:
Красные, мгновенного действия. Платишь цену, зачитываешь, совершаешь свойства и условия, переворачиваешь ее рубашкой вверх до конца игры.
Зеленые. Выкладываются одна на другую. Свойства и условия разыгрываются лишь однажды, в дальнейшей игре участвует лишь символ в правом верхнем углу.
Синие. Действуют на протяжении всей игры, но один раз за раунд и для их активации необходимо отвалить в банк n-е число монеток.
На некоторых картах также есть ПО, от 1 до 3, чаще 2. Но есть карты со значением -1, -2. Эффекты таких карт сильные, но при итоговом подсчете баллов, это серьезно может пробить брешь в вашей победе.
Все стандартные параметры можно купить и без карт, но это выйдет гораздо дороже, такие крайние меры лучше приберечь на конец игры.
Внизу карты Марса есть графы с достижениями. Здесь можно застолбить первым одно из выполненных условий – построить 3 города и т.д. и получить в конце игры 5 очков. Места платные, чем позднее приобретен билет – тем он дороже.
Это условные достижения. Если вы думаете, что станете самым умным среди игроков, т.е.наберете больше всех карт с символом «Ученый», можете купить здесь место. И, может быть, ваши догадки оправдаются, и вы получите 5 очков. Во всяком случае, эта категория будет разыграна среди всех игроков и кто-то получит первое место, кто-то второе – 3 очка. И совсем не обязательно, что это будете вы. Таких категорий несколько.
Все. Описание перед началом игры готово. Можно приступать к самой игре.
Раунд представляет собой одно поколение, которое подразделяется на этапы.
Одно поколение:
Переход маркера Первого игрока по часовой стрелке, раздача карт и драфтовый выбор, совершить действие: сыграть карту с руки, сыграть действие с уже выложенной синей карты, озеленить планету, повысить температуру, купить за наличные стандартные проекты, застолбить места за призовые 5 очков, предварительно выполнив условия.
В свой ход можно выполнить 1 или 2 действия, далее ход переходит к следующему игроку. Когда очередь снова дойдет до вас, можно продолжить делать ходы, также 1-2, до тех пор, пока не скажите: «Пас». Когда все игроки спасуют, раунд заканчивается.
По завершению раунда энергия переходит в тепло, маркеры с синих карт убираются, выдают кредиты и ресурсы.
Начинается новое поколение.
Таким образом, за каких- то 3-5 часов, поколения сменяют одно за другим. Постепенно, на марсе появляется кислород, да и температура уже не такая ужасающая, растут города, люди разводят животных. Жизнь налаживается и терраформирование заканчивается. Когда все океаны будут расставлены на игровое поле, отметка уровня кислорода будет на 14 %, а температура воздуха 8° С, игра закончится.
Игрокам дают возможность завершить раунд по всем правилам, пока все не спасуют. В этот момент надо доставать все свои козырные карты, с умом потратить свои деньги, чтобы максимально получить баллов.
Заключение
Могу точно сказать, что эта игра для усидчивых игроков. Первая партия была со знающими правила игроками, нас было четверо и примерно за 3 часа мы прошли все терроформирование Марса. На одном дыхании. Не смотря на громоздкость правил — не сложная механика, интересная тематика, карты все разные и их много. Очень хорошее первое впечатление. Вторая игра немного его сгладила. Играли уже составом в 5 игроков, в основном, не игравшими в Марс. Игра длилась 5 часов, что раздражало и утомляло. Поэтому будьте готовы к длительной первой игре, последующие проходят гораздо быстрее.
По стратегиям. Первая игра была ознакомительная, во второй уже пришло понимание, что надо качать денежный ресурс и не пренебрегать строительством лесов и городов. В конце игры их удачное расположение может принести хорошие ПО. Карты приходили хорошие в руку и много с ПО. Поэтому акцент делался и на них тоже, карты со знаком минус пропускались. В итоге получилась неплохая сумма из ПО, которая помогла вырваться в победители.
Совет: обязательно зачитывайте названия и свойства карт, играть станет намного круче. Будто вы и правда прикладываете руку к великому процессу тераформирования.
Впечатления
Вторая игра оставила неоднозначное впечатление. Интересно, здорово. Но очень долго. Поэтому советую играть составом до 4 игроков. Кстати, нет даунтайма. Благодаря тому, что в свой ход можно сделать только 2 действия. Захочется ли сыграть еще раз? Не знаю, если только уже с дополнением. Но это мое мнение, знаю гиков, которые играли в нее не менее 50 раз, знают наизусть все карты и уверяют, что нет одинаковых партий, каждый раз игра складывается по-разному. Кстати, играть можно и соло. Несомненно, эта игра одна из самых интересных и необычных, среди последних изданных. Вот что я вам скажу. Играть надо. Но. Если вы – серьезный настольщик и понимаете, что игра займет у вас полдня, что придется окунуться с головой в этот мир красной планеты.
Оценки:
- Освоение игры — 80 БАЛЛОВ
- Механика игры — 95 БАЛЛОВ
- Сюжет и атмосфера —90
- Удобство играть — 80 БАЛЛОВ
- Качество и дизайн — 85
- Получаемые эмоции — 90 БАЛЛОВ
ИТОГО — 87 БАЛЛ
Автор статьи: Ксения Дадонова
Оставить ответ